Уважаемый пользователь! Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Дальнейшее использование этого браузера влечет за собой высокий риск заражения Вашего компьютера вирусами. Чтобы сделать пребывание в Интернете более удобным и безопасным, рекомендуем установить себе обновленную версию Internet Explorer.

Отзывы заказчиков

Обучение проходила в 2010 году - брала курс по батику у Ирины. Сама я никакого отношения ни к шелку, ни к рисованию, ни к батику не имела. Осталась в полном восторге и от батика и от процесса обучения. А Ирина, оказалась превосходным преподавателем, что немаловажно для начинающих. Очень рада, что свое путешествие в мир батика начала именно с Ириной. Спасибо!!!

София Елчева

Ирина!  Безмерно благодарна Вам за открытое профессиональное общение, помощь, которая всегда своевременна и очень часто почти "он-лайн". На начальном этапе развития любого мастера это необходимо и Ваша поддержка учеников просто неоценима! Люблю ваши мастер-классы, в них всегда кладезь полезной информации. Ценю Вашу тактичность в обучении, бережное сохранение индивидуальности каждого ученика. Всегда жду наших новых встреч в студии на Васильевском, как возможности обменяться впечатлениями, находками и получить новый опыт. Спасибо!

Светлана Захарова

Мастер-класс

25.07.2012 // Индийские брахманы носили батик?


                                                                  "...Звуков шелковых жду, — тех, внимая которым. 

                                                                  Распишу румский шелк я тончайшим узором."

                                                                  Низами Гянджеви

                                                                       

                                                                  "На кончике пера замер узор.

                                                                   Перенесу его на ткань

                                                                   Пускай колышется на ветру..."

                                                                    Хайку Сайгё



Сложно в короткую статью уместить историю украшения тканей, которая насчитывает не одну тысячу лет. Вероятно, самым первым способом украшения тканого полотнища был узор, образующийся при различном переплетении утком  нитей основы. Позднее люди научились наносить рисунки на уже сотканную ткань различными красящими веществами.


Образец японской ткани из хлопка с вытканным узором






















Родиной украшения тканей с помощью красителей принято считать Индию. В благоприятном климате этой страны в изобилии произрастал хлопок и растения, из которых готовили природные красители. Предположительно, именно здесь появился один из древнейших способов нанесения рисунка на ткань, который мы называем набойкой. При создании набойки краски наносились с помощью печатных досок, на которых был вырезан  выпуклый узор – такие доски называют манерами. В результате получалась ткань, у которой цветной узор шёл по неокрашенному или светлому одноцветному полю. Искусство набойки получило распространение во многих странах, просуществовало многие века. Так, в Китае, который дал миру шёлковую ткань, существовал метод декорирования шёлка, аналогичный набойке и назывался жанцзе.

Современные образцы традиционной китайской синей набойки











Очень похожая техника декорирования  тканей из хлопка  и шерсти распространилась и в России, хотя и гораздо позднее, - это техника кубовой набойки. При этом способе  состав  из смеси воска с глиной  наносился кистью на ткань в  виде тонкого графического узора. Затем ткань погружали в чан с краской - куб, и  она окрашивалась в тех местах, где не был нанесён состав. В результате на ткани получался  неокрашенный узор.

Образцы русской кубовой набойки







Современная русская кубовая набойка - автор

Елена Дикова (Каргополь)











В III в. до н.э. шелководство из Китая проникло в Индию, а затем в Корею и Японию. В результате традиции оформления шёлковых тканей получили своё развитие. Одним из характерных способов нанесения рисунка на ткань заключался в резервировании отдельных участков ткани смесями воска со смолами и последующем окрашивании природными красителям. На островах Индонезии этот способ использовался для окрашивания тканей из хлопка. Описанный способ сохранился и до нашего времени под названием восковой батик. В Японии существовал заимствованный в Индии похожий способ  крашения, который назывался  рокэти. На ткань наносился горячий воск, который при остывании покрывался трещинами. Далее ткань погружали в краску, высушивали, воск удаляли. В результате поверхность краски покрывалась оригинальным узором из трещин.



Нанесение воска на ткань с помощью штампа












Ткань с нанесенным воском


















Образцы современного индонезийского батика




















Для современной Индонезии батик на хлопке – традиционное ремесло. Одежду из батика носят все слои индонезийского общества и в качестве нарядной, и в качестве будничной. Прочитать об индонезийском батике, посмотреть образцы традиционных рисунков можно в блоге Михаила Цыганова - обратите внимание на все статьи по тегу "batik".




                                                                                             

Ещё один традиционный способ окрашивания ткани пришёл из Индии – это бандхнари или бандана. Перед крашением ткань в определённых местах перевязывалась шнуром или просто завязывалась узлом. Затем ткань окрашивалась, но краска не проникала в узлы ткани. В результате на ткани образовывался характерный узор. В Японии  похожий способ назывался шибори - ткань перед окрашиванием туго  прошивали  нитками в определённом порядке. Через толщу прошитой и стянутой ткани краска  проникала не равномерно, что вело к возникновению  рисунка из неокрашенных участков. В Японии этот способ достиг небывалого совершенства – в результате кропотливой работы, требующей завязывания (и развязывания после окрашивания) огромного множества узелков, получался сложный тончайший орнамент, созданный чередованием окрашенных и светлых участков ткани.


Пример современного кимоно, окрашенного в технике шибори, рядом крупно фрагмент, дающий представление о сложности орнамента



























Для Японии и сегодня окрашивание ткани в технике шибори – традиционное ремесло, бережно сохраняемое.


Видео позволяет наблюдать работу  современных японских мастеров шибори




Отдельно стоит выделить способ создания икатов – узорных тканей, существующих в традициях разных стран: Индии, Индонезии,  Малайзии, стран Центральной Азии, Суть создания такой ткани в том, что прежде чем ее ткать окрашивали нити основы. Причём, перед окрашиванием их связывали узлами в определённом порядке. Каждая нить пряжи могла окрашиваться и просушиваться до трех раз. Далее их использовали для создания ткани в качестве нити утка. В результате на сотканной ткани получался особый эффект – шине.  Создание икатов требует большого мастерства от красильщиков, так как в окончательном виде рисунок проявляется только на уже сотканной ткани. Икат и сегодня широко распространен в Индонезии, Узбекистане, Таджикистане, Индии, и везде свои характерные рисунка, цветовые сочетания.





Образцы икатов и их применения в разных странах - современные работы























































Подготовка окрашенных нитей в процессе создания иката




Работа ткачихи, создающей икат












Интересный материал об икатах  с обилием фотографий можно прочесть у Михаила Цыганова. 

А если вам интересно посмотреть, как создается шелк, а затем он превращается в современные узбекские икаты - пожалуйста, сюда



У разных народов издревле существовали различные приёмы использования трафаретов при нанесении рисунка на ткань. Например , в Японии такая техника называлась кокэти. Была известна простая набивка рисунков по трафарету. Или в качестве трафаретов использовались две дощечки, на которых был наколот узор. Сложенная в несколько слоёв ткань помещалась между этими дощечками, в  отверстия проникала краска, создавая на ткани симметричный рисунок, а вокруг рисунка возникали расплывающиеся ореолы. Описанный приём помогал создавать на ткани весьма условный, примитивный узор.

Со временем появилась художественная роспись тканей от руки, которая требовала от художника  большого мастерства и вкуса. Именно так создавались ткани для кимоно и ширм. С конца XVII  в. в Японии на шёлковые ткани стали переносить сложные сюжетные композиции и пейзажи, наполненные глубоким философским смыслом. Ткань, расписанная таким способом, представляла собой  не только самостоятельное произведение искусства, но и своего рода послание, наполненное символами.


В XVII-XVIII веках голландцы привезли в Европу  расписанные японские ткани, а англичане  набивные индийские ситцы. В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже изделия японских мастеров покорили европейцев  и вызвали массовое увлечение Японией.

 Широкое распространение в Европе шёлковые ткани получили в средние века. В XIII  веке Италия стала европейским центром шёлкового производства, откуда  шёлк вывозился в другие страны Западной Европы. Основным декором  шёлковых тканей того времени было узорное ткачество, достигшее большого совершенства. К XVIII в. производство шёлковых тканей в Европе достигло своего расцвета. Помимо узорного ткачества  используется и печатание рисунков на ткань с помощью металлических досок, которые пришли на смену деревянным. Это позволило получать более тонкие рисунки. В конце XVIII в. в Англии появилась первая печатная машина, на ней вместо деревянных валов использовались медные, и можно было устанавливать одновременно 3-4 вала. Это дало возможность печатать одновременно разными цветами. 

Образцы тканей начала XIX века





При создании тканей,  шерстяных, хлопчатобумажных и льняных, на Руси широко использовалась набойка. Мотивы рисунков для набоек подражали рисункам  восточных тканей:  розетки, стилизованные тюльпаны, «огурцы». Позднее появились стилизации ромашек, васильков. Орнаменты деревянной резьбы и узоры финифти так же нашли отражения в рисунках русской набойки. С конца XVII в. явственно проявилось влияние западных тенденций - вместо плоскостных рисунков  в набойках появляются  объёмные формы цветов. В рисунках XVIII в. продолжают существовать ромашки и васильки, но уже заметно и французское влияние: появились изображения райских птиц, пейзажей, бытовых сцен.

Образцы набивных ситцев из собрания Русского музея









Печатные доски для набойки













В первой четверти XIX в.  русская ручная набойка утрачивает свои позиции –  её сменяют первые цилиндрические печатные машины. С их появлением изменился характер рисунков для тканей – они стали тонкими, изящными с чёткой прорисовкой деталей. Однако, излюбленный традиционный рисунок в виде геометрических форм, восточных «огурцов» и тюльпанов, роз, васильков, ромашек и других форм также перешёл в орнаменты механической печати. К печатным шёлковым тканям этого времени следует отнести головные платки, печатание которых производилось с помощью деревянных цветок или манер – так назывались печатные доски. В это же время появились и заварные печатные краски. Широко известным центром производства платков были Москва и Павловский Посад Московской губернии. Выпускались дорогие шали и платки из шёлковых и шерстяных тканей и доступные всем ситцевые платки, украшенные набойкой.

Современная набойка - автор Нина Чурбакова (Петербург)


 


















Очень подробно об истории  нанесения рисунков на ткань и, в частности, о русских ситцах читайте в интересной статье, хотя и написанной еще в советские годы.


Начало XX в. принесло моду на большие шали, палантины и шарфы из шёлка. Длина шарфов могла достигать нескольких метров, они декорировались рисунками в модном стиле модерн. Стиль модерн подразумевал изысканность текучих линий, нежные цветовые сочетания. Любимыми орнаментами были стилизованные изображения лилий и ирисов. В это время вновь возник интерес к  тканям, расписанным вручную. Используя достижения химии,  русские художники создали клеевую смесь на основе натурального каучука. Эта клеевая смесь применялась в качестве резервирующего состава, не требующего нагревания.  Так в России возникла новая техника ручной росписи ткани, получившая название холодного батика.

Холодный батик отличается простотой и доступностью исполнения, это сделало его очень популярным как среди профессиональных художников, так и среди людей увлеченных. Сегодня занятие батиком как хобби очень распространено во многих странах мира.  Однако на этом в древнем искусстве украшения тканей не поставлена точка - возникновение новых видов красок и вспомогательных материалов для росписи позволяет упростить работу, открывает дополнительные изобразительные возможности.

А что же индийские брахманы и какой батик они носили? Об этом в следующей статье.


Благодарю Нину Чурбакову и Михаила Цыганова за возможность использовать их фотографии в данной статье.




Сохранить

Комментарии

Комментариев пока нет, ваш может быть первым...

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:
Ваш адрес электронной почты:
Опубликован не будет!
Текст:
Введите код с картинки:
 
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования