Уважаемый пользователь! Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Дальнейшее использование этого браузера влечет за собой высокий риск заражения Вашего компьютера вирусами. Чтобы сделать пребывание в Интернете более удобным и безопасным, рекомендуем установить себе обновленную версию Internet Explorer.

Отзывы заказчиков

Обучение проходила в 2010 году - брала курс по батику у Ирины. Сама я никакого отношения ни к шелку, ни к рисованию, ни к батику не имела. Осталась в полном восторге и от батика и от процесса обучения. А Ирина, оказалась превосходным преподавателем, что немаловажно для начинающих. Очень рада, что свое путешествие в мир батика начала именно с Ириной. Спасибо!!!

София Елчева

Отличная книга! Замечательные иллюстрации и очень дельные рекомендации. Начинающие художники, да и люди с опытом найдут в ней много полезного. Спасибо Ирине, она настоящий мастер и щедрый человек!

Светлана Питерских

Мастер-класс

24.01.2012 // Холодный батик – изящное наследие эпохи модерна.

Техника холодного батика возникла вначале ХХ века, а сегодня – это наиболее распространённая и любимая техника росписи ткани.  В переводной литературе встречаются и другие названия этой техники -  контурная техника или гутта-техника. Её отличительная особенность – наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку. 







Контурные линии могут быть как белые, так и цветные, и выполняются специальным резервирующим составом ( резервом для холодного батика), представляющим собой клеевую смесь на основе натурального каучука и бензина,  и наносятся  с помощью стеклянных трубочек.

В своём кругу художники называют резервирующий состав просто резервом. Функция  его состоит в том, что,  пропитывая насквозь ткань, резерв предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Для  холодного батика требуются стеклянные трубочки и резервирующий состав.




Нанесение контурных линий с помощью стеклянной трубочки.  


Ткань туго натягиваем на раму. Тонкий конец стеклянной трубочки опускаем в ёмкость с резервом и через широкий конец втягиваем резерв внутрь трубочки примерно до половины объёма круглого резервуара. Втянуть резерв в трубочку можно, если одеть на толстый конец резиновую грушу от самой маленькой медицинской спринцовки. Тонкий конец трубочки надо обтереть бумажной салфеткой. Возьмите за привычку, держать трубочку загнутым концом вверх, чтобы резерв не капнул на расписываемую ткань, пока вы раздумываете с чего начать роспись.



Нанесение резерва на ткань – это самый ответственный этап работы в холодном батике. Держать трубочку в руке надо так же, как карандаш, кисть руки и предплечье не должны напрягаться – иначе вы будете сильно уставать во время работы.

Как наносить резерв


Опускаете тонкий конец трубочки к ткани и сразу же начинаете наносить линию, в соответствии с задуманным рисунком. Движение руки должно быть ровным  и непрерывным. Если вы наносите короткую линию, то, как только дойдёте до её конца, останавливаетесь и сразу поднимаете трубочку загнутым концом вверх. Следующую линию  начинаете наносить вплотную, без малейших зазоров. Если наносите длинную линию – она должна быть непрерывной без пробелов. Никакие штриховые движения не допускаются.   В местах соединения линий могут возникать крупные утолщения – это неизбежно, но надо стремиться, чтобы они были как можно меньше. В левой руке всегда надо иметь салфетку, чтобы вытирать капли на кончике трубочки, что предотвращает появление  таких утолщений. Всегда следите за тем, чтобы не размазать уже нанесённый резерв.



Безусловно, на первом этапе освоения техники холодного батика сложно добиться идеально ровных линий – это вопрос времени и опыта. Главная  задача при нанесении резерва  - не допускать появления ни малейших пропусков и зазоров. Там, где прерывается контурная линия или стыки между линиями прорисованы нечётко, в дальнейшем, при заливке краской образуются  растёки, нарушающие рисунок.


Как выбрать трубочки и резерв для холодного батика


холодный батикСуществует некое соотношение между скоростью движения руки, наносящей резерв, густотой резерва, диаметром  отверстия трубочки и толщиной линии, получающейся на ткани. Если резерв жидковат, то он вытекает из трубочки сильнее, значит надо или сменить трубочку на более тонкую, или наносить линию быстрее. Более жидкий резерв создаёт и более толстую контурную линию. Если вы в силу неопытности и неуверенности (что объяснимо для начинающего) наносите контур медленно, то следует использовать более густой резерв, который медленнее вытекает из трубочки. Твёрдость руки и уверенность движений придут только с опытом, поэтому надо выполнить немало учебных работ в технике холодного батика,  с тем, чтобы выработать навыки движений руки, правильно выбрать скорость нанесения резерва, определиться с тем, как удобно именно вам располагаться перед рамой с тканью.   Выбор диаметра стеклянных трубочек и соответствующей этому густоты резерва  - также индивидуален.


Использовать на начальном этапе очень тонкие трубочки  оправданно только при работе на очень тонких тканях (например, эксцельсиоре или шифоне), так как при работе тонкими трубочками возрастает вероятность некачественного выполнения контура. Поэтому, рекомендую вам осваивать работу с резервом на более толстых трубочках, а только с приобретением определённого опыта, при желании, переходить к работе более тонкими трубочками.

Как избежать проблем


Нанесённая резервом контурная линия должна пропитать ткань полностью на всю толщину и проявиться не изнаночной стороне так же чётко и непрерывно, как и на лицевой – от этого зависит качество работы в холодном батике. Для того, чтобы проверить надежность  выполненных контурных линий, после высыхания резерва раму с натянутой тканью переворачивают и на просвет проверяют целостность контуров. Места пропусков прорисовывают резервом с изнаночной стороны. 

В тех случаях, когда используется плотная ткань (крепдешин, атлас) с большим числом утолщений нитей, то резерв может плохо проникнуть на  всю толщину ткани - значит краски при росписи могут растечься! Чтобы этого не произошло нужно дополнительно нанести резерв и с изнаночной стороны по уже нанесённым линиям - работа это скучная, но зато вы избежите проблем с исправлением огорчающих разводов.


После выполнения работы из трубочки выдувают остатки резерва и промывают её, втягивая внутрь несколько раз бензин. Нанесённый резервом рисунок должен полностью просохнуть. Высыхая, нанесённый на ткань резерв становится матовым и более светлым, неокрашенный резерв после высыхания почти невидим.

Советую, даже в тех случаях, когда необходим белый контур, слегка подкрашивать резерв, например, делать его  чуть серым, тогда после высыхания  такой контур хорошо виден на ткани, но после заливки цветом, воспринимается как белый.  

Не рекомендуется снимать с рамы ткань с нанесенным резервом,    так как это может привести к нарушению целостности контурных линий и  в дальнейшем при нанесении краски могут возникнуть затёки.

Нанесение красок в технике холодного батика


 После полного высыхания резерва можно приступать к непосредственному  раскрашиванию ткани или, как иначе  называют, заливке цветом.  Для этого используют специальные красители, которые наносятся с помощью круглых мягких кистей из натурального волоса. Для росписи больших участков или фона используются кисти № 9, для мелких и средних фрагментов – кисти от №2 до №7. Кончики кистей обязательно должны быть очень тонкими, тогда можно очень аккуратно наносить краску вдоль контуров.




Начинать роспись в холодном батике следует со светлых тонов – это позволит исправить возможные огрехи в работе, перекрыв их более тёмным цветом. Главное - следить, чтобы краситель не выходил за пределы контура. Те участки росписи, которые должны остаться белые или наиболее светлые до нанесения краски следует увлажнить водой с помощью кисти.

Заливая цветом тот или иной фрагмент рисунка используйте несколько оттенков цвета, делайте растяжку цвета от светлого к тёмному по влажной ткани, позволяйте цветам смешиваться в пределах данного фрагмента. Можно высветлить участок, покрыв его спиртовым раствором. Использование этих приёмов придаёт росписи большую живописность и глубину.


Не бойтесь экспериментов!


В холодном батике  применимо использование соли и мочевины для обогащения фактуры росписи.  Можно наносить краску как  на сухую, так и на влажную ткань, можно наносить один цвет поверх другого. Можно  полностью залить фрагмент росписи одним цветом, а можно использовать переход цвета в другой цвет. Нужно не бояться пробовать и экспериментировать – только так можно понять поведение краски, выработать навыки качественной росписи, найти свою манеру работы в холодном батике, свой почерк.



Пока готовая роспись высыхает, можно вносить дополнения – например, вдоль контура добавить темный или чёрный цвет – это придаст больше глубины. Или провести вдоль контура кистью, смоченной в растворе спирта – это высветлит  часть окрашенного фрагмента. После полного  высыхания ткани,  откорректировать какой либо   фрагмент становится сложнее - придётся его целиком  увлажнить, нанеся краску или воду, одновременно внося необходимые исправления.


Удачи в работе! Пусть холодный батик вас только радует!


Подробнее о холодном батике в моей книге "Батик. От основ к импровизации"

СохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Комментарии

Александр // 03.01.2016 10:52:32

Хочу попробовать. Статья понятная спасибо.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:
Ваш адрес электронной почты:
Опубликован не будет!
Текст:
Введите код с картинки:
 
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования